Dude (big_lebovvski) wrote,
Dude
big_lebovvski

Кто что у кого ворует в Ф1 и зазорно ли это?


Технические тенденции: кто у кого «ворует» идеи для новых машин в Ф1

Технические тенденции: кто у кого «ворует» идеи для новых машин в Ф1
GET ALERTS
Автор: Джорджо Пиола, технический эксперт
Соавтор: Джонатан Нобл, редактор Ф1 (Global)
Вчера в 08:57

Когда в Формуле 1 радикально меняются правила, первый сезон приводит к появлению неожиданных решений и ярких находок. На второй год картина обычно меняется – приходит время использовать сильные стороны соперников.

В Формуле 1 со временем находки разных команд всегда начинают дополнять друг друга, и постепенно появляется конструкция машины, которая является объективно лучшей в рамках конкретного регламента.

Так обязательно будет и после «встряски» аэродинамических правил 2017 года, но пока до нахождения общего знаменателя еще очень далеко. Тем более, что два главных фаворита – Mercedes и Ferrari – используют прямо противоположный подход и не спешат отказываться от него.

Льюіс Хемілтон, Mercedes AMG F1 W08, Кімі Райкконен, Ferrari SF70H
Льюис Хэмилтон, Mercedes F1 W08, и Кими Райкконен, Ferrari SF70H (2017 год)

Фото: Чарльз Коатс / LAT Images

В Брэкли предпочитают строить машины с большой колесной базой, почти без склонения корпуса вперед, и при этом с высоким расположением передней подвески. В Маранелло тем временем готовят короткобазные шасси и «задранным» задком и хитрой конструкцией понтонов.

Что особенно интересно – речь идет о фундаментальном различии, а не каких-то небольших деталях. Поэтому ни одна из команд не в силах перенять удачные идеи соперников и усилить ими свою конструкцию. Тут надо или менять все разом, или ничего не трогать.

Тем интереснее было увидеть, как поступят все остальные команды. У них был выбор, чью концепцию взять для себя при подготовке машины 2018 года. Это позволило бы нам судить, какой же из вариантов все-таки является наилучшим в нынешних условиях.

И уже можно говорить со всей определенностью, что явным лидером здесь стали понтоны Ferrari. В той или иной степени подход Скудерии скопировали Williams, Sauber, конечно же, Haas – и даже Red Bull.

Кімі Райкконен, Ferrari SF70H
Кими Райкконен, Ferrari SF70H (2017 год)

Фото: Sutton Motorsport Images

Идея понтонов Ferrari, реализованная в прошлом году на машине SF70H, уже не раз была темой наших публикаций. Умное и очень интересное решение оказалось действительно полезным – иначе почему бы соперники начали один за другим внедрять его.

Все конструкторы стремятся сделать понтоны как можно компактнее, чтобы снизить лобовое сопротивление и улучшить аэродинамические характеристики. Но в то же время важно обеспечить достаточную производительность системы охлаждения.

Боковий понтон Ferrari SF70H і зміни регламенту з 2011 року
Понтон Ferrari SF70H и изменения регламента в этой области с 2011 года (во врезках)

Иллюстрация: Джорджо Пиола

В Маранелло передвинули понтон назад относительно традиционного положения, а также изменили высоту обязательной к использованию боковой защитной структуры (выделена на средней и правой врезках на рисунке выше). Она стала располагаться не вдоль верхней кромки понтона, как было прежде, а перед ним.

Грамотное решение приносило выигрыш в аэродинамике, потому неудивительно, что соперники заинтересовались им. И как это часто бывает, многие не просто скопировали идею, но и по-своему переосмыслили ее.

Радикальный подход Sauber

Охолоджувальні отвори Sauber C37
Область воздухозаборников понтона на Sauber C37

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Решение Sauber интересно тем, что они не стали опускать защитную структуру, а напротив, подняли ее так высоко, как только позволяют правила. В итоге входное отверстие для воздуха в понтоне оказалось очень маленьким.

Стремясь добавить эффективности охлаждению, конструкторы разместили дополнительный воздухозаборник поверх понтона – скорее всего, поток от него идет к управляющей электронике и интеркулеру (промежуточному охладителю наддувного воздуха).

Порівняння повітропроводу Mercedes GP W01 та Ferrari F2003-GA
Сравнение верхнего воздухозаборника Mercedes W01 (2010 года) и Ferrari F2012

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Любопытно, что двухсекционным сделан и верхний воздухозаборник C37. Здесь можно найти отсылки к решению Mercedes семилетней давности, которое в дальнейшем также опробовали Force India и Ferrari.

При этом параллельно с переделкой понтонов в Sauber приподняли верхний рычаг подвески. Получается, что в своей машине конструкторы попробовали взять все лучшее от Mercedes и Ferrari.

Williams – гибрид от Падди Лоу

Williams FW41
Williams FW41

Иллюстрация: Джорджо Пиола

В конструкции модели FW41 из Гроу мы также находим сплав идей двух лидеров современной Ф1 (что неудивительно, если вспомнить, из каких команд пришли технический директор и его зам по аэродинамике).

Понтоны Williams вообще самые короткие в паддоке, здесь британцы смогли оставить позади даже Ferrari. Они начинаются только в районе задних точек крепления Halo.

Влияние Mercedes, с другой стороны, ощущается по довольно солидной колесной базе, которая имеет свои преимущества.


Спліттер Williams FW41
Носовая часть Williams FW41

Фото: Джорджо Пиола

Новая машина Williams заметно отличается от предшественницы. В носовой части здесь много заимствований у Mercedes – это касается концепции антикрыла и его торцевой пластины с вертикальными прорезями, а также «бивней» под рычагами подвески. Правда, последние чуть смещены назад, но узнаются безошибочно.

В области дефлекторов мы находим отсыл к расположенным внизу «лезвиям» W08, которые помогают лучше направлять потоки.

Как тут не вспомнить 2016 год и слова Падди Лоу, тогда еще сотрудника Mercedes – в ту пору он удивлялся, почему другие команды не спешат перенимать столь полезные находки чемпионов мира.

McLaren: не только брать чужое, он и отдавать свое

Однако остались в Формуле 1 и те, кто прежде всего готов творить сам, а уж потом не прочь воспользоваться удачными находками других.

Год назад McLaren удалось сделать большой шаг вперед с точки зрения шасси (увидеть который почти не позволили моторы Honda). В частности, команда оптимистично отзывалось об экспериментальном варианте переднего крыла, опробованном в Остине.

Переднє антикрило McLaren MCL32, Гран Прі США
Переднее крыло McLaren MCL32, Гран При США

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Особенность состояла в разделении главной плоскости на три элемента главного каскада. Оставаясь единым целым структурно, они делились на отдельные детали посредством длинных продольных прорезей.

В 2018-м очень похожее решение мы увидели на машине Ferrari.

Себастьян Феттель, Ferrari SF-71H

Переднее крыло Ferrari SF71H

Фото: Джорджо Пиола

Более того, другое решение McLaren – вертикальные прорези в пилонах переднего крыла – в новом сезоне воплотили Ferrari, Toro Rosso и Renault. При этом количество и конфигурация прорезей была своей у каждой команды.

Порівняння носів McLaren MCL32 та Williams FW40, представлених на презентаціях
Носовые обтекатели McLaren MCL32 и Williams FW40 (2017 года)

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Стоит добавить, что еще по ходу прошлого чемпионата аналогичный принцип реализовали и в Williams, где пилоны с прорезью использовались с австрийского этапа.

Новые тенденции

Безусловно, конструирование машин Ф1 никогда не состояло лишь в копировании чужих идей. Наоборот, из гоночной истории хорошо известно, что преимущество всегда имел тот, кто придумывал новое.

Но все равно примечательно, что никто в пелотоне не захотел воспользоваться концепцией Mercedes. В то же время, сама чемпионская команда продолжает движение по собственному пути, постоянно совершенствуя идеи и все более усложняя конструкцию машины.

Поворотні лопаті Mercedes F1 W09
Область дефлекторов Mercedes F1 W09

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Один из классических примеров здесь – многочисленные элементы между дефлектором и понтоном. Их число и детализация говорят сами за себя.

Задня частина McLaren MCL33
Задняя часть McLaren MCL33

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Еще один хороший пример – задняя подвеска McLaren, которую по праву можно назвать не имеющей себе равных в Ф1.

В Ferrari также не сбавляли темпа работы и смогли сделать шаг вперед в своей концепции понтонов. Быть может, перемены оказались не столь радикальными, как годом ранее, зато они позволили немного удлинить базу машины.

Бокові понтони Ferrari SF71H

Область понтонов Ferrari SF71H

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Не менее интересно выглядят и «полые» зеркала SF71H, позволяющие потокам воздуха проходить насквозь. Это позволяет напрямую перенаправлять воздух к отверстиям в верхней части понтонов, через которые он попадает к радиаторам.

И вовсе не исключено, что подобные зеркала мы совсем скоро увидим и еще на нескольких машинах.


Tags: f1
Subscribe

Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments