Dude (big_lebovvski) wrote,
Dude
big_lebovvski

Category:

Хорошо темперированный клавир.

Вот может сложится мнение по последним постам, что я прям такой металлист весь, причем любитель того что пожощще. В принципе верно, но это не значит, что другой музыки не существует. Как нибудь доберусь и до джаза, что мне любо, и до блюза, и до харда, а пока вот это.

Кто примерно одинакового со мной поколения помнит, каким дефицитом в начале девяностых были хорошие кассеты. Покупка ОДНОЙ кассеты для меломана была в то время событием, в магазинах они не залеживались просто потому, что не доходили, всё сразу шло на барахолки. Так вот этим произведением у меня было забито ДВЕ полуторачасовые Соньки. Как дожил дожизни такой в тот момент растекаться по древу не хочется, но обязательно какнить с пьяну растекусь, про свою эволюцию в музыкальных стилях пристрастиях и аппаратуру в том числе, которая тоже, наверное, была типична для конца 80-х наала 90-х.

А сейчас пара видосов. Сначала лирика, BWV 853




Теперь парачка вещей пожощще в исполнении Глена Гоулда.





И кому два последних еще не до конца снесли черепицу, текстик с Лепры с попыткой анализа а на хера Иоганн наш Себастьян, собственно, сделал этот труд.


ЗАГАДКА "ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННОГО КЛАВИРА" И. С. БАХА

Четверг, 12 Ноября 2015 г. 14:09 + в цитатник
Цитата сообщения Александр_Лобковзагадка ХТК И. С. Баха

5908616_5606a4d6b83d0 (473x604, 67Kb)Бах создавал свои произведения в первую очередь для современников, людей, коим и адресовано обращение опубликованное на титульном листе его творения. Он создавал свой уникальный труд Хорошо темперированый клавир (сокращенно ХТК) для людей, которые имели возможность пользоваться теми инструментами, которые был им доступны, а именно: клавесин, клавикорд во всех их типичных разновидностях и орган (который разумеется к клавирам не относится). Фортепиано тогда только создавалось, было очень несовершенным инструментом (что отмечал и сам Бах, критикуя фортепианных мастеров и по сути участвуя в улучшении нового инструмента).

Что означает темперированный клавир? Это означает что клавиши диеза и бемоля объединены в одну (как известно первые клавишные инструменты имели обе клавиши, причем  диез был чуть чуть выше бемоля). Темперация (объединение двух клавиш) была некоторой революцией в музыке,  это позволило сочинять и  исполнять произведения  в тональностях с большим количеством диезов и бемолей, причем исполнять одновременно разными инструментами, что до появления темперации было не очень благозвучным.
Но вернемся к клавесину и клавикорду. Клавесин вообще не позволяет исполнять легато, это по сути щипковый инструмент, звук быстро затухает, клавикорд дает несколько большие возможности, но исполнять музыку легато и с разной силой звука, как мы сейчас слышим на фортепиано, во времена Баха на клавишных инструментах было практически невозможно.

Загадка состоит в том, слышал ли Бах в голове музыку для клавира так, как мы слышим ее сейчас? Слышал ли мысленно Бах те удивительные интонации, в своих произведениях, которые мы слышим в исполнении Рихтера и других профессиональных пианистов современности?
На мой взгляд творческое наследие Баха существует настолько вне времени и пространства, что Бах мог предвидеть как будет звучать ХТК через 50-100 лет, когда новый для его времени редкий инструмент фортепиано перестанет быть объектом насмешек профессионалов и вытеснит клавесин и клавикорд навсегда. Все может быть...

Предлагаем прослушать звучание нескольких произведений из ХТК на клавесине и фортепиано. Не обращайте внимания, что звук клавесина "сухой" - это от металлических струн. С большой вероятностью, во времена Баха для струн клавесина часто использовались жилы животных (это было и дешевле и давало более мягкое звучание клавишного инструмента)

на фортепиано на клавесине
Прелюдия и фуга до-минор №2
Прослушать записьСкачать файл
Прослушать записьСкачать файл
Прелюдия и фуга  ре мажор №5
Прослушать записьСкачать файл

Прослушать записьСкачать файл

Прелюдия ми-бемоль минор, № 8
Прослушать записьСкачать файл
Прослушать записьСкачать файл
Прелюдия и фуга  фа минор №12
Прослушать записьСкачать файл

Прослушать записьСкачать файл

Прелюдия и фуга Фа диез-мажор №13
Прослушать записьСкачать файл
Прослушать записьСкачать файл
Прелюдия и фуга Фа диез-минор №14
Прослушать записьСкачать файл
Прослушать записьСкачать файл

справка из вики:
5908616_clavesin_01 (450x321, 34Kb)Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир“ должен стать твоим хлебом насущным».
Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему. Вполне возможно, что клавир Баха был настроен в хороших темперациях Веркмейстера (на что указывает и название сборника).
Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

(справа фото клавесинов - инструментов на которых чаще всего во времена Баха исполнялись произведения из ХТК)

Серия сообщений "музыка":
Часть 1 - Abba - кудесники звука
Часть 2 - Адажио Альбинони
...
Часть 21 - Сергей Рахманинов - Элегия op.3 No.1
Часть 22 - Майя Кристалинская - великая и запрещенная
Часть 23 - загадка ХТК И. С. Баха
Примечание: На фото справа клавесин, изготовленный для Ванды Ландовской по ее проекту в 1908 г. Его звучание сильно отличается от звучания других клавесинов. Сейчас таких больше не делают, т.к. возобладала тенденция исполнения музыки на современных ее написанию (или подобных) инструментах.
Tags: Музик, Ну так следует из материала, муви
Subscribe

  • Дождевая Имола ошибались все.

    Макса даже за пейскаром унесло но поймал таки и Леклер его обойти не мог по новым правилам. И да он стрельнул, как я и предполагал, но Хэм даже с…

  • Невозможно конечно ничего не написать про Имолу.

    Повторюсь этот бложик это МОЯ хронология. Вы все про меня забудете через 15 минут после прочтения а мне это останется, поэтому я пишу про Имолу где…

  • Бахрейн 2021 состоялся.

    Надо что то написать по поводу первой гонки всё таки. Факт, в этом сезоне простой жизни у Хемильтона не будет. Видел уникальный момент, когда за 3…

Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments